Александр Михайлович Родченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) — советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.
Биография
Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу. В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов. Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы. Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра. С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом. Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино». Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.
Фотографии 1924-1930 гг.
Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката 1925 г. |
Варвара Степанова 1924 г. |
Варвара Степанова. Двойная экспозиция 1924 г. |
Владимир Маяковский 1924 г. |
Владимир Маяковский 1924 г. |
Владимир Маяковский 1924 г. |
Владимир Маяковский 1924 г. |
Серию портретов поэта Родченко снял в своей мастерской в апреле-мае 1924 года фотоаппаратом 9х12 на стеклянные пластинки.
Евгения Соколова (Жемчужная) демонстрирует спортивный костюм спроектированный Варварой Степановой 1924 г. |
Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция 1924 г. |
Портрет Матери 1924 г. |
Портрет матери (полный кадр) 1924 г. |
Балконы. Из серии "Дом на Мясницкой" 1925 г. |
Двор. Из серии "Дом на Мясницкой" 1925 г. |
Пожарная лестница. Из серии "Дом на Мясницкой" 1925 г. |
Пожарная лестница. Из серии "Дом на Мясницкой" 1925 г. |
Бокалы. Из серии "Стекло и свет" 1926 г. |
Кувшин. Из серии "Стекло и свет" 1926 г. |
Дом Моссельпрома 1926 г. |
Мачты линии электропередач 1926 г. |
Железнодорожный мост 1926 г. |
Лодки 1926 г. |
Колонны Музея Революции 1926 г. |
Прохожий 1926 г. |
Трамвай 1926 г. |
Демонстрация 1926 г. |
Брянский вокзал. Стена 1927 г. |
Фотография сделана во время съёмок кинофильма "Москва в Октябре", на котором Родченко был художником-постановщиком.
Дебаркадер архитектора Владимира Шухова 1927 г. |
Поезд 1927 г. |
Перрон вокзала 1927 г. |
Сосны. Пушкино 1927 г. |
Здание ВХУТЕИНа 1927 г. |
Зимний дворик 1927 г. |
Дом сверху вниз 1928 г. |
Утренний чай 1928 г. |
Варвара Степанова 1928 г. |
У телефона 1928 г. |
Двор ВХУТЕИНа 1928 г. |
В 1918 году Училище живописи,ваяния и зодчества и Императорское Строгановское училище были преобразованы в первые и Вторые Государственные свободные художественные мастерские. В 1920 году на основе их слияния был создан Вхутемас, в 1926 году переименованный во Вхутеин. Родченко преподавал во Вхутемасе/Вхутеине в течение 10 лет.
Дворик 1928 г. |
Сухарева башня 1928 г. |
Сухаревский бульвар 1928 г. |
Пешеходы 1928 г. |
Сбор на демонстрацию 1928 г. |
Сбор на демонстрацию 1928 г. |
Сергей Третьяков 1928 г. |
Стереотипы. Из серии "Очерк о газете" 1928 г. |
Фотоиллюстрация к детской книге Сергея Третьякова 1928 г. |
Фотоиллюстрация к детской книге Сергея Третьякова 1928 г. |
Лестница 1929 г. |
Летний день 1929 г. |
Квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра 1929 г. |
Квардрига Аполлона на фронтоне Большого театра 1929 г. |
Большой театр 1929 г. |
Театральная площадь 1929 г. |
Коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург 1929 г. |
Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929 г. |
Ателье архитектора в доме Гинзбурга 1929 г. |
Водонапорная башня конструкции инженера Владимира Шухова в Тимирязевском парке 1929 г. |
Электростанция 1929 г. |
Шуховская башня 1929 г. |
Шуховская башня 1929 г. |
Строительство мостовых Ленинградского шоссе 1929 г. |
Строительство мостовых Ленинградского шоссе 1929 г. |
Монтер на столбе. Из серии "Парк Культуры" 1929 г. |
Портрет шофера 1929 г. |
Храм Христа Спасителя. Деталь фасада 1930 г. |
Памятник Пушкину 1930 г. |
Пионер 1930 г. |
Пионерка 1930 г. |
Снимок сделан фотоаппаратом "Лейка" в подмосковном пионерском лагере имени Третьего решающего года пятилетки.
Пионер-трубач 1930 г. |
Улыбка (Варвара Степанова) 1930 г. |
Маневры Красной Армии. Репортаж. 1924 г.
Москва. 1925-1928 гг.
Иллюминация 7 ноября 1925 г. |
Завод АМО. 1929 г.
Серия снята фотоаппаратом "Лейка" для журнала "Даешь". С 1929 года фотоаппаратом "Лейка" производилась почти вся съёмка.
Фотографии 1932-38 гг.
Фоторепортер Евгения Лемберг во время съемки на водном стадионе "Динамо" 1932 г. |
Смотр пожарных на Красной площади 1932 г. |
Прыжок в воду 1932 г. |
Прыжок в воду 1932 г. (1934 г.) |
Снято на водном стадионе "Динамо". Ранее было датировано 1934 годом, однако снимки из серии опубликованы в издании "От Москвы купеческой к Москве социалистической" в 1932 году.
Прыжок в воду 1932 г (1934 г.) |
Море 1934 г. |
Самолет "Максим Горький" над Красной площадью 1935 г. |
Упражнения на кольцах 1937 г. |
Соскок 1938 г. |
Спортивный парад на Красной площади.
Женская пирамида 1928 г. |
1932 г. |
Пионеры 1935 г. |
Гребцы 1935 г. |
Красная площадь. Спортивный парад 1936 г. |
Спортивный парад. Колонна Азербайджана 1936 г. |
"Волны" 1936 г. |
Колесо 1936 г. |
Ритмическая гимнастика 1936 г. |
"Значок ГТО" 1936 г. |
Чемпионы Москвы 1938 г. |
В заключение небольшой сюжет про Александра Родченко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий