среда, 13 ноября 2013 г.

Родченко Александр Михайлович

Александр Родченко
Александр Михайлович Родченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) — советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.










Биография

Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу. В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов. Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы. Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра. С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом. Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино». Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

Фотографии 1924-1930 гг.

Александр Родченко
Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката
1925 г.

Александр Родченко
Варвара Степанова
1924 г.

Александр Родченко
Варвара Степанова. Двойная экспозиция
1924 г.

Александр Родченко
Владимир Маяковский
1924 г.

Александр Родченко
Владимир Маяковский
1924 г.

Александр Родченко
Владимир Маяковский
1924 г.

Александр Родченко
Владимир Маяковский
1924 г.

Серию портретов поэта Родченко снял в своей мастерской в апреле-мае 1924 года фотоаппаратом 9х12 на стеклянные пластинки.

Александр Родченко
Евгения Соколова (Жемчужная) демонстрирует спортивный костюм спроектированный Варварой Степановой
1924 г.

Александр Родченко
Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция
1924 г.

Александр Родченко
Портрет Матери
1924 г.

Александр Родченко
Портрет матери (полный кадр)
1924 г.

Александр Родченко
Балконы. Из серии "Дом на Мясницкой"
1925 г.

Александр Родченко
Двор. Из серии "Дом на Мясницкой"
1925 г.

Александр Родченко
Пожарная лестница. Из серии "Дом на Мясницкой"
1925 г.

Александр Родченко
Пожарная лестница. Из серии "Дом на Мясницкой"
1925 г.

Александр Родченко
Бокалы. Из серии "Стекло и свет"
1926 г.

Александр Родченко
Кувшин. Из серии "Стекло и свет"
1926 г.

Александр Родченко
Дом Моссельпрома
1926 г.

Александр Родченко
Мачты линии электропередач
1926 г.

Александр Родченко
Железнодорожный мост
1926 г.

Александр Родченко
Лодки
1926 г.

Александр Родченко
Колонны Музея Революции
1926 г.

Александр Родченко
Прохожий
1926 г.

Александр Родченко
Трамвай
1926 г.

Александр Родченко
Демонстрация
1926 г.

Александр Родченко
Брянский вокзал. Стена
1927 г.
Фотография сделана во время съёмок кинофильма "Москва в Октябре", на котором Родченко был художником-постановщиком.

Александр Родченко
Дебаркадер архитектора Владимира Шухова
1927 г.

Александр Родченко
Поезд
1927 г.

Александр Родченко
Перрон вокзала
1927 г.

Александр Родченко
Сосны. Пушкино
1927 г.

Александр Родченко
Здание ВХУТЕИНа
1927 г.

Александр Родченко
Зимний дворик
1927 г.

Александр Родченко
Дом сверху вниз
1928 г.

Александр Родченко
Утренний чай
1928 г.

Александр Родченко
Варвара Степанова
1928 г.

Александр Родченко
У телефона
1928 г.

Александр Родченко
Двор ВХУТЕИНа
1928 г.

В 1918 году Училище живописи,ваяния и зодчества и Императорское Строгановское училище были преобразованы в первые и Вторые Государственные свободные художественные мастерские. В 1920 году на основе их слияния был создан Вхутемас, в 1926 году переименованный во Вхутеин. Родченко преподавал во Вхутемасе/Вхутеине в течение 10 лет.

Александр Родченко
Дворик
1928 г.

Александр Родченко
Сухарева башня
1928 г.

Александр Родченко
Сухаревский бульвар
1928 г.

Александр Родченко
Пешеходы
1928 г.

Александр Родченко
Сбор на демонстрацию
1928 г. 

Александр Родченко
Сбор на демонстрацию
1928 г.

Александр Родченко
Сергей Третьяков
1928 г.

Александр Родченко
Стереотипы. Из серии "Очерк о газете"
1928 г.

Александр Родченко
Фотоиллюстрация к детской книге Сергея Третьякова
1928 г.

Александр Родченко
Фотоиллюстрация к детской книге Сергея Третьякова
1928 г.

Александр Родченко
Лестница
1929 г.

Александр Родченко
Летний день
1929 г.

Квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра
1929 г.

Александр Родченко
Квардрига Аполлона на фронтоне Большого театра
1929 г.

Александр Родченко
Большой театр
1929 г.

Александр Родченко
Театральная площадь
1929 г.

Александр Родченко
Коммунальный дом на Новинском бульваре. Архитектор Моисей Гинзбург
1929 г.

Александр Родченко
Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту
1929 г.

Александр Родченко
Ателье архитектора в доме Гинзбурга
1929 г.

Александр Родченко
Водонапорная башня конструкции инженера Владимира Шухова в Тимирязевском парке
1929 г.

Александр Родченко
Электростанция
1929 г.
Новое здание МОГЭС было построено по проекту архитектора Ивана Жолтовского.

Александр Родченко
Шуховская башня
1929 г.

Александр Родченко
Шуховская башня
1929 г.

Александр Родченко
Строительство мостовых Ленинградского шоссе
1929 г.

Александр Родченко
Строительство мостовых Ленинградского шоссе
1929 г.

Александр Родченко
Монтер на столбе. Из серии "Парк Культуры"
1929 г.

Александр Родченко
Портрет шофера
1929 г.

Александр Родченко
Храм Христа Спасителя. Деталь фасада
1930 г.

Александр Родченко
Памятник Пушкину
1930 г.

Александр Родченко
Пионер
1930 г.

Александр Родченко
Пионерка
1930 г.

Снимок сделан фотоаппаратом "Лейка" в подмосковном пионерском лагере имени Третьего решающего года пятилетки.

Александр Родченко
Пионер-трубач
1930 г.

Александр Родченко
Улыбка (Варвара Степанова)
1930 г.

Маневры Красной Армии. Репортаж. 1924 г.

Александр Родченко

Александр Родченко

Александр Родченко

Александр Родченко

Александр Родченко

Москва. 1925-1928 гг.

Александр Родченко
Иллюминация 7 ноября
1925 г.

Александр Родченко
Извозчик
1926 г.

Александр Родченко
Бульварное кольцо. Вид в сторону Пречистенского бульвара
1926 г.

Александр Родченко
Смотр пожарных
1926 г.

Александр Родченко
Кропоткинская набережная
1927 г.

Завод АМО. 1929 г.

Александр Родченко
Рабочий

Александр Родченко
Заготовки

Александр Родченко
Конвейер

Александр Родченко
Сборочный цех

Александр Родченко
Крылья

Александр Родченко
Шестерни

Александр Родченко
Клапаны

Александр Родченко
Отливки для рулей

Александр Родченко
Конические шестерни

Александр Родченко
Детали кабины

Александр Родченко
Валы в сборе

Александр Родченко
Рули на конвейере

Александр Родченко
Радиатор. Кулачковые валы

Серия снята фотоаппаратом "Лейка" для журнала "Даешь". С 1929 года фотоаппаратом "Лейка" производилась почти вся съёмка.

Фотографии 1932-38 гг.

Александр Родченко
Фоторепортер Евгения Лемберг во время съемки на водном стадионе "Динамо"
1932 г.

Александр Родченко
Смотр пожарных на Красной площади
1932 г.

Александр Родченко
Прыжок в воду
1932 г.

Александр Родченко
Прыжок в воду
1932 г. (1934 г.)

Снято на водном стадионе "Динамо". Ранее было датировано 1934 годом, однако снимки из серии опубликованы в издании "От Москвы купеческой к Москве социалистической" в 1932 году.

Александр Родченко
Прыжок в воду
1932 г (1934 г.)

Александр Родченко
Море
1934 г.

Александр Родченко
Самолет "Максим Горький" над Красной площадью
1935 г.

Александр Родченко
Упражнения на кольцах
1937 г.

Александр Родченко
Соскок
1938 г.

Спортивный парад на Красной площади.

Александр Родченко
Женская пирамида
1928 г.

Александр Родченко
1932 г.

Александр Родченко
Пионеры
1935 г.

Александр Родченко
Гребцы
1935 г.

Александр Родченко
Красная площадь. Спортивный парад
1936 г.

Александр Родченко
Спортивный парад. Колонна Азербайджана
1936 г.

Александр Родченко
"Волны"
1936 г.

Александр Родченко
Колесо
1936 г.

Александр Родченко
Ритмическая гимнастика
1936 г.

Александр Родченко
"Значок ГТО"
1936 г.

Александр Родченко
Чемпионы Москвы
1938 г.

В заключение небольшой сюжет про Александра Родченко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий