Приём мультиэкспозиции заключается в том, что один кадр экспонируется несколько раз. То есть происходит наложение снимков друг на друга.
Люди достаточно давно овладели этим приёмом. Вот, например, фотография 1895 года, сделанная Генри ван дер Вэйдом.
Первые мои опыты с мультиэкспозицией связаны с фотоаппаратом Смена-8М.
Многократная экспозиция реализуется с помощью центрального затвора, расположенного на объективе камеры.
Нет чёткого руководства по выставлению экспозиции. Всё познаётся опытным путём. Я лично экспонирую каждый кадр с той экспопарой, что он требует. Некоторые пишут, что надо экспонировать в половину, то есть, если необходимая выдержка 1/30, то нужно экспонировать каждый кадр с выдержкой в 1/60. Увы, получается тёмное фото. Тем более не известно, при каких условиях освещения будет сделан последующий кадр. Пример фотографии сделанной по такой схеме:
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Хоть съёмка происходила со штатива при одинаковом освещении. Фотография получилась тёмной. Следует вывод, что "располовинивание" экспозиции вредит результату.
Итак, первый опыт мультиэкспозиции, на мой взгляд - самый интересный и удачный.
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Использована плёнка Kodak T-Max 400. Экспонировал и проявлял её как 400ед. На всех снимках диафрагма прикрыта полностью, на значение 16. Объектив триплет Т-43, установленный на Смене, обладает очень интересным свойством: стоит прикрыть диафрагму на значение 8 и можно не фокусироваться вовсе. А так, для определения расстояния до объекта и точной фокусировки, есть специальные дальномеры, которые крепятся в гнездо вспышки.
Две фотографии из этой серии я вывесил на "Выставке на прищепках". Они вызвали ажиотаж, чему был удивлён. Можно посмотреть сюжет с этого мероприятия тут с 14:30. Правда у меня там голос противный и несу ересь.
Потом купил фотоаппарат Любитель-166В.
Он мне обошёлся в 500RU. Правда, когда стал с ним разбираться, оказалось, что автоспуск заело в зведённом состоянии, и из всех выдержек, из-за этого, отрабатывалась только одна - 1/250. Дело разрешила плоская отвёртка и немного усилий, чтобы рычаг автоспуска вернуть на место. В него зарядил просроченную плёнку Свема. Она хоть и плохо сохранилась, но это добавило антуражности фото.
Просроченная плёнка Свема + Любитель 166В |
Потом решил поэкспериментировать с цветной плёнкой. Зарядил Kodak ProFoto XL 100 в Смену. Результат меня немного огорчил. В чёрно-белом варианте мультиэкспозиция более выигрышна.
Kodak ProFoto XL 100 + Смена 8М |
Kodak ProFoto XL 100 + Смена 8М |
Kodak ProFoto XL 100 + Смена 8М |
Kodak ProFoto XL 100 + Смена 8М |
Kodak ProFoto XL 100 + Смена 8М |
Kodak ProFoto XL 100 + Смена 8М |
Когда у меня появился Салют-С, сделал пару кадров с мультиэкспозицией.
Kodak TRI-X 400 Professional TX + Салют-С с объективом МС Волна-3 80мм f/2,8 |
Kodak TRI-X 400 Professional TX + Салют-С с объективом МС Волна-3 80мм f/2,8 |
Так как это зеркальная камера, с кадрированием не возникает трудностей в отличии от Смены, где кадр приходится угадывать из-за параллакса.
В этом посте описал весь свой путь, связанный с приёмом мультиэкспозиции.
В заключении делюсь ссылкой на свою онлайн выставку, на которой представлены некоторые работы с этим эффектом "Метафизическая тоска".
О том, как сделать мультиэкспозицию на Зените-В и Зените-Е подскажет это видео.
На Зенит-TTL и аналогичных.
О том, как сделать мультиэкспозицию на Зените-В и Зените-Е подскажет это видео.
На Зенит-TTL и аналогичных.
Здесь более подробно о мультиэкспозиции на Canon EOS 1.
На прощанье немного меланхолии.
Kodak Professional T-Max 400 + Смена 8М |
Поездка в Киров.
Обзор объектива MC Zenitar-M 2,8/16мм "Fish eye" на плёнке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий